В 2011 г. рынок жилья постепенно восстанавливался после довольно продолжительного и тяжелого периода спада, последовавшего за кризисом 2008 г. В 2010 г. спрос начал оживать, что привело к активизации застройщиков, выходу на продажу новых проектов и некоторому росту цен. Данные тенденции затронули все сегменты жилья, в т.ч. рынок коттеджных поселков, где в 2011 г. отмечалось увеличение числа объектов, выход на рынок новых операторов и положительная динамика цен в отдельных его сегментах.
В начале 2012 г. положительный тренд сменился стагнацией рынка, т.к. отложенный спрос был реализован в предыдущие два года, а нового спроса оказалось недостаточно, чтобы поглотить существенно возросшие объемы предложения. В результате весной 2012 г. количество поселков почти не изменилось по сравнению с осенью 2011 г., число новых проектов сократилось вдвое, а средний уровень цен скорректировался вниз.
Во второй половине 2012 г. количество поселков на рынке первичного коттеджного жилья немного возросло, т.к. новых проектов стало на 20% больше, чем в первом полугодии 2012 г. Но по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. их оказалось на 40% меньше, что свидетельствует о превышении объемов предложения над уровнем спроса. Где продолжают появляться новые проекты и какова в них стоимость жилья, в каких сегментах цены растут, а в каких – падают? Ответы на все эти вопросы содержит данное исследование.
Данное исследование представляет собой своеобразный каталог, справочник или «энциклопедию» по рынку коттеджных поселков Подмосковья. Оно построено по принципу минимизации «лишних» слов и предоставляет максимум фактической информации, основанной на первичных данных. Вся информация представлена в цифровом, табличном и графическом виде, с минимумом необходимых словесных пояснений.
В исследовании, которое вы держите в руках, рассматривается состояние коттеджного рынка в 4 кв. 2012 г., а также приводится сравнение со 2 кв. 2012 г. и 4 кв. 2011 г. Во-первых, это сравнение текущего уровня цен со стоимостью жилья во 2 кв. 2012 г. по всем поселкам, которые были представлены на рынке в первом и во втором полугодии 2012 г. Во-вторых, это динамика всех показателей рынка и аналитические распределения за последние 1,5 года (4 кв. 2011 г., 2 кв. 2012 г., 4 кв. 2012 г.). Это позволяет сопоставить динамику объемов предложения и стоимости коттеджного жилья в условиях оживления и последующей стагнации спроса в 2011-2012 гг.
В данном исследовании предусмотрен еще один важный момент. В списке компаний, реализующих каждый поселок, отдельно выделен застройщик этого поселка (если его удается установить, т.к. в ряде случаев застройщик напрямую не работает с конечными покупателями), а отдельно – посредники и уполномоченные риэлторы. Этот момент будет особенно полезен для поставщиков смежных товаров и услуг, которых интересуют координаты застройщиков поселков.
Данное исследование предназначено, в основном, для профессиональных участников рынка – девелоперов, застройщиков, риэлторов, инвесторов, банкиров, поставщиков смежных товаров и услуг. Хотя по опыту прошлых лет подобный каталог оказывается востребованным и частными инвесторами или покупателями коттеджей, для которых приобретение данного исследования оказывается намного дешевле оплаты услуг посредников по подбору дома. В исследовании не делаются попытки навязать какую-то одну точку зрения на рассматриваемый рынок или превознести один поселок над другим. Напротив, каждому пользователю предоставляется вся необходимая информация для формирования собственной точки зрения и собственных выводов.
Исследование состоит из четырех основных блоков:
1. Аналитические данные.
В этом разделе приведены общие характеристики рынка коттеджных поселков Подмосковья, средние значения различных параметров поселков, распределения количества, площади и цен поселков по каждому параметру, взаимозависимости параметров. Информация этого раздела представлена в динамике за 4 кв. 2011 г. – 2 кв. 2012 г., а также 2 кв. 2012 г. – 4 кв. 2012 г.
Этот раздел является необходимым для получения общих представлений о данном сегменте рынка недвижимости. С помощью него можно быстро провести сравнительный анализ разных классов коттеджных поселков, например поселков по различным шоссе, удаленности от МКАД, объему инфраструктуры, а также понять в первом приближении, как разные параметры поселков сказываются на цене и насколько они распространены в текущей ситуации. Помимо этого, данный раздел позволяет отметить основные тенденции, характерные для коттеджного рынка за последние 1,5 года. Например, как изменились объемы строительства по разным направлениям, в каких сегментах сохранились прежние объемы предложения, а где они выросли или упали; что происходит с ценами, и какие перспективы с точки зрения стоимости жилья у разных классов и сегментов коттеджных поселков.
2. Цены в поселках.
В этом разделе дается подробный перечень всех поселков с разбивкой по направлениям (шоссе) и указанием текущего уровня цен на коттеджи и участки с подрядом, а также уровня цен во 2 кв. 2012 г.
Данный раздел является необходимым инструментом для анализа конкурентной среды в условиях изменения конъюнктуры рынка, определения потенциала для роста цен по отдельным объектам, направлениям, классам поселков. Не проводя отдельного исследования для каждого нового места в Подмосковье, с помощью данных этого раздела в течение 10-15 минут можно составить краткий отчет о наиболее характерном уровне цен в данном месте, об основных конкурентных объектах, а также о перспективах дальнейшего развития разных поселков.
3. Застройщики и продавцы поселков.
Данный раздел содержит контактную информацию о компаниях, которые занимаются реализацией поселков, – застройщиках и риэлторах, включая название компании, телефон и интернет-сайт. Этот раздел будет особенно полезен для поставщиков смежных товаров и услуг, которых интересуют координаты застройщиков поселков.
4. Паспорта поселков.
Это наиболее емкий раздел исследования. Фактически он содержит всю базу данных коттеджных поселков, использованную в данной работе. Паспортом объекта является наиболее полное описание всех его параметров.
Данный раздел является необходимым для более детального анализа различных аспектов коттеджного рынка. Например, с помощью него можно получить более подробное представление о конкурирующих объектах, их сильных и слабых сторонах. Или определить оптимальные параметры для своего поселка (с учетом сложившейся ситуации) в зависимости от его класса и расположения: вид разрешенного использования земли, размер участков, площади домов, материал, уровень отделки, объем инфраструктуры, обеспеченность коммуникациями. А также выработать адекватную ценовую политику и заложить определенный уровень эксплуатационных расходов. Все это служит основой для оптимизации концепции застройки и создания продукта, максимально отвечающего потребностям рынка.
Рекламно-информационная поддержка ЖК «Яблоневый посад» (г.Ярославль).