Рынок загородных жилых комплексов является одним из самых молодых и перспективных сегментов рынка жилья московского региона. По мере расширения столицы, жилищное строительство неизбежно смещается в область и, очевидно, что в ближайшие годы эта тенденция будет только усиливаться. Однако до недавнего времени жилье в Подмосковье было представлено в основном двумя стандартными форматами – многоквартирными домами в подмосковных городах и коттеджными поселками за их пределами. При этом строительство коттеджей часто оказывается далеко не самым оптимальным вариантом освоения загородных земель, в первую очередь, за счет малого выхода полезных площадей и, как следствие, их высокой стоимости.
Эти обстоятельства привели к активному развитию двух других форматов загородного жилья. Один из них – таунхаусы (ему посвящено отдельное исследование от IRN.RU), а второй – загородные жилые комплексы. В отличие от таунхаусов, как правило, представляющих собой сблокированные коттеджи высотой 2-3 этажа, загородные жилые комплексы объединяют полноценные жилые дома высотой 5-7 этажей (в отдельных случаях до 15). Они располагаются за пределами подмосковных городов, как правило, в лесу или около лесных массивов, часто рядом с водоемами – другими словами, тяготеют к живописным пейзажам. Фактически это полноценное городское жилье, но построенное на природе, в удалении от городской суеты.
Сегмент загородных жилых комплексов получил более-менее заметное развитие за последние три года – до этого подобные комплексы носили единичный экспериментальный характер. По сравнению с другими сегментами жилой недвижимости московского региона количество загородных жилых комплексов пока невелико, однако оно увеличивается по мере развития рынка. Так или иначе, загородные жилые комплексы представляют собой альтернативный вариант освоения многих площадок наравне с таунхаусами или коттеджами. Данное исследование во многом предназначено для получения ясности в отношении параметров и особенностей рынка загородных жилых комплексов.
Это исследование представляет собой своеобразный каталог, справочник или «энциклопедию» по данному сегменту рынка. Оно построено по принципу минимизации лишних слов, и предоставляет максимум фактической информации, основанной на первичных данных. Вся информация представлена в цифровом, табличном и графическом видах, с минимумом необходимых словесных пояснений.
В исследовании, которое вы держите в руках, рассматривается состояние рынка загородных жилых комплексов в 3 квартале 2008 года, а также приводится сравнение с предыдущим кварталом. Во-первых, это сравнение нынешнего уровня цен с ценами предыдущего квартала по всем объектам, которые были представлены на рынке как во 2 квартале, так и в 3 квартале. Во-вторых, это динамика всех показателей рынка и аналитических распределений за 2-3 квартал 2008 года. Подобная информация позволяет выявить актуальные тенденции как рынка в целом, так и перспективы реализации конкретных объектов.
В данном исследовании предусмотрен еще один важный момент. В списке компаний, реализующих загородные жилые комплексы, отдельно выделен застройщик (если его удается установить, т.к. в ряде случаев застройщик вообще никак не «светится» на рынке), а отдельно – посредники и уполномоченные риелторы. Этот момент будет особенно полезен для поставщиков стройматериалов и смежных услуг, которых интересуют координаты именно застройщиков.
Это исследование предназначено, в основном, для профессиональных участников рынка – девелоперов, застройщиков, риэлторов, инвесторов, банкиров. В нем не делаются попытки навязать какую-то конкретную точку зрения на исследуемый рынок. Напротив, каждому пользователю предоставляется вся необходимая информация для формирования собственной точки зрения и собственных выводов.
Исследование состоит из трех основных блоков:
1. Аналитические данные.
В этом разделе приведены общие характеристики рынка загородных жилых комплексов. Это средние значения различных параметров домов, распределение их количества и цен на квартиры по каждому параметру, взаимозависимости параметров, выраженные перекрестными таблицами. Информация этого раздела представлена в динамике за 2-3 квартал 2008 года.
Этот раздел является необходимым для получения общих представлений о данном сегменте рынка недвижимости. С помощью него можно быстро провести сравнительный анализ разных жилых комплексов, например, расположенных по разным направлениям (шоссе) или с разным объемом инфраструктуры. А также понять в первом приближении, как различные параметры домов сказываются на цене и насколько они распространены на сегодняшнем рынке. Помимо этого, данный раздел позволяет отметить основные тенденции, характерные рынку загородных жилых комплексов, например, как меняются характерные параметры объектов, что становится сегодня более популярным и распространенным, а что – нет.
2. Объекты, цены, продавцы
В этом разделе дается подробный перечень всех объектов с указанием сложившегося уровня цен и компаний-продавцов, а также уровня цен в предыдущем квартале. Отдельно выделены застройщики объектов.
Данный раздел является необходимым инструментом для оперативного анализа конкурентной среды, а также для экспресс-оценки новых площадок под застройку. Не проводя отдельного исследования для каждой новой потенциальной площадки с помощью данных этого раздела в течение 10-15 минут можно составить краткий отчет о наиболее характерном уровне цен в данном месте, а также об основных конкурентах.
3. Паспорта объектов
Это наиболее емкий раздел исследования. Фактически он содержит всю базу данных загородных жилых комплексов, использованную в данной работе. Паспортом объекта является наиболее полное описание всех его параметров.
Данный раздел является необходимым для более детального анализа различных аспектов рынка загородных жилых комплексов. Например, с помощью него можно получить более подробное представление о конкурирующих объектах, их сильных и слабых сторонах. Или выявить наиболее оптимальные параметры для нового дома в зависимости от его класса и расположения: набор квартир по комнатности, площади квартир, объем инфраструктуры, количество машиномест и т.п. А также выработать наиболее адекватную ценовую политику по новому объекту. Все эти данные служат основой маркетингового задания на проектирование, закладывая основные потребительские свойства нового жилого комплекса, а также они позволяют провести примерную оценку экономики проекта.