Рынок малоэтажных квартирных домов начал активно развиваться в трехлетний период, предшествующий кризису 2008 г. До этого времени он включал в себя преимущественно элитные загородные комплексы с большими метражами квартир, расположенные на традиционно престижных и дорогих направлениях Подмосковья. Ухудшение экономических условий осенью 2008 г. привело к смещению спроса в пользу доступного жилья и, как следствие, выходу на рынок большого количества экономичных проектов.
К настоящему моменту на рынке малоэтажных квартирных домов Новой Москвы, Московской области и соседних регионов насчитывается 118 проектов, где в сумме запланировано строительство 1 234 корпусов. Какие проекты есть на рынке, и каковы их свойства? Какова удельная (за 1 кв. м) и полная стоимость квартир разного типа (комнатности)? Какова динамика цен в этом сегменте? Как зависит стоимость квартир от местоположения, размера комплекса и площади жилья, степени готовности комплекса и обеспеченности его инфраструктурой? На все эти вопросы отвечает данное исследование.
Это исследование представляет собой своеобразный каталог, справочник или «энциклопедию» по рынку малоэтажных квартирных домов Новой Москвы и Подмосковья. Оно построено по принципу минимизации «лишних» слов и предоставляет максимум фактической информации, основанной на первичных данных. Вся информация представлена в цифровом, табличном и графическом виде, с минимумом необходимых словесных пояснений.
В исследовании, которое вы держите в руках, рассматривается состояние рынка малоэтажных квартирных домов весной 2015 г., а также приводится сравнение с осенним и весенним периодами 2014 г. Во-первых, это сравнение текущего уровня цен с осенними ценами 2014 г. по всем проектам, которые предлагались на продажу в этот период. Во-вторых, это динамика всех показателей рынка и аналитические распределения за последний год (весна 2014 г., осень 2014 г., весна 2015 г.). Это позволяет понять динамику объемов предложения и стоимости квартир в малоэтажных домах Новой Москвы и Подмосковья в 2014-2015 гг.
Помимо этого, в данном исследовании выделены застройщики объектов (отделены от посредников и уполномоченных риэлторов), что позволяет оценить текущее состояние отдельных компаний, их активность на строительном рынке, политику ценообразования и продаж. Кроме того, эта информация будет особенно полезна для поставщиков стройматериалов и смежных услуг, которых интересуют координаты застройщиков.
Данное исследование предназначено, в основном, для профессиональных участников рынка – девелоперов, застройщиков, риэлторов, инвесторов, банкиров. Хотя по опыту прошлых лет подобный каталог оказывается востребованным и частными инвесторами или покупателями квартир, для которых приобретение данного исследования оказывается намного дешевле оплаты услуг посредников по подбору жилья. В исследовании не делаются попытки навязать какую-то одну точку зрения на рассматриваемый рынок или превознести один объект над другим. Напротив, каждому пользователю предоставляется вся необходимая информация для формирования собственной точки зрения и собственных выводов.
Исследование состоит из четырех основных блоков:
1. Аналитические данные.
В этом разделе приведены общие характеристики рынка малоэтажных квартирных домов Новой Москвы и Подмосковья, средние значения различных параметров объектов, распределения количества объектов, площади и цен квартир по каждому параметру, взаимозависимости параметров. Информация этого раздела представлена в динамике за весну – осень 2014 г., а также за осень 2014 г. – весну 2015 г.
Этот раздел является необходимым для получения общих представлений о данном сегменте рынка недвижимости. С помощью него можно быстро провести сравнительный анализ разных категорий объектов, например, расположенных по различным шоссе, различной удаленности от МКАД, а также понять в первом приближении, как разные параметры объектов сказываются на цене и насколько они распространены в текущей ситуации.
Помимо этого, данный раздел позволяет отметить основные тенденции, характерные для рынка малоэтажных квартирных домов за последний год. Например, как изменились объемы строительства по разным направлениям и удаленности от Москвы, где сохранились прежние объемы предложения, а где они выросли, что произошло с ценами, и какие перспективы с точки зрения стоимости у разных классов жилья на этом рынке.
2. Цены в жилых комплексах.
В этом разделе дается подробный перечень всех жилых комплексов с разбивкой по направлениям (шоссе) и указанием текущего уровня цен, а также уровня цен осенью 2014 г. Цены приводятся для всех типов квартир, указывается удельная (за 1 кв. м) и полная стоимость квартир.
Данный раздел является необходимым инструментом для оперативного анализа конкурентной среды, а также для экспресс-оценки новых участков под застройку. Не проводя специального исследования для каждого нового места в Новой Москве и Подмосковье, с помощью данных этого раздела в течение 10-15 минут можно составить краткий отчет о наиболее характерном уровне цен в данном месте и основных конкурентных объектах.
3. Застройщики и продавцы жилых комплексов.
Данный раздел содержит контактную информацию о компаниях, которые занимаются реализацией жилых комплексов, – застройщиках и риэлторах, включая название компании, телефон и интернет-сайт. Этот раздел будет особенно полезен для поставщиков смежных товаров и услуг, которых интересуют координаты застройщиков.
4. Паспорта объектов.
Это наиболее емкий раздел исследования. Фактически он содержит всю базу данных малоэтажных квартирных домов, использованную в данной работе. Паспортом объекта является наиболее полное описание всех его параметров.
Данный раздел является необходимым для более детального анализа различных аспектов рынка малоэтажных квартирных домов. Например, с помощью него можно получить более подробное представление о конкурирующих объектах, их сильных и слабых сторонах. Или определить оптимальные параметры для нового дома в зависимости от его класса и расположения: набор квартир разной комнатности, площади квартир, объем инфраструктуры, количество машиномест и т.п. А также выработать наиболее адекватную ценовую политику для нового объекта. Все эти данные служат основой маркетингового задания на проектирование, т.к. позволяют понять, какими свойствами должен обладать новый дом, и дают возможность провести примерную оценку экономики проекта.